Исследования эмбриональных стволовых клеток: этическая дилемма

Исследования эмбриональных стволовых клеток: этическая дилемма

Этическая дилемма

Исследование эмбриональных стволовых клеток представляет собой этическую дилемму, которая заставляет нас выбирать между двумя моральными принципами:

Обязанность предотвращать или облегчать страдания;
Обязанность уважать и ценить человеческую жизнь.

В случае с исследование эмбриональных стволовых клеток соблюсти одновременно оба принципа невозможно. Чтобы получить эти клетки, необходимо уничтожить эмбрион, находящийся на ранней стадии развития. Это означает — уничтожение потенциальной человеческой жизни. Но эксперименты с этими клетками могут привести к открытию новых способов лечения, которые облегчат страдания многих людей. Так у какого же морального принципа в данной ситуации должно быть преимущество? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы рассматриваем эмбрион. Имеет ли он статус личности?

Моральный статус человеческого эмбриона

Статус человеческого эмбриона — очень противоречивая и сложная тема.У эмбриона есть полный моральный статус с момента оплодотворения. Этот пункт упирается в то, можем мы рассматривать эмбрион как человека, или только как потенциального человека. Критерии того, что такое в данном случае — являться человеком, очень неопределенные, и разные люди имеют на это свой взгляд.

Аргументы за полный моральный статус с момента оплодотворения:

Развитие ребенка из оплодотворенной яйцеклетки является непрерывным процессом и любая попытка указать, когда эмбрион становится человеком, является условной. Человеческий эмбрион на уровне эмбрионального развития является человеком точно также, как младенец является человеком уже в младенческом возрасте. Хотя эмбрион сейчас не обладает характеристиками личности, он станет личностью и он заслуживает соответствующего уважения.

Аргументы против:

Эмбрион на ранней стадии развития еще не имплантировался в стенки матки и не обладает психологическими, эмоциональными или физическими свойствами, которые мы связываем с человеком. Поэтому он не может быть заинтересован в защите, и мы можем использовать его ради блага пациентов, которые являются людьми.

Эмбрион не может развиться в ребенка, если его не поместят в матку женщины. Для развития ему нужна помощь извне. Даже при наличии такой помощи, вероятность того, что эмбрион, используемый для искусственного оплодотворения, успешно разовьется в плод, а затем — в ребенка, низка. То, что потенциально может стать человеком, не может рассматриваться точно также, как те, кто уже являются людьми.

Существует предельный срок — 14 дней после оплодотворения

Некоторые люди считают, что человеческий эмбрион должен быть защищен с четырнадцатого дня после оплодотворения, потому что:

Через 14 дней эмбрион не может расщепиться, чтобы дать начало развитию двойни (или большего количества потенциальных детей). До этого срока расщепление возможно; кроме того, в течение 14 дней развитие эмбриона может вообще прекратиться.
До четырнадцатого дня у эмбриона нет центральной системы, а значит, и чувств. Если мы может забирать органы у пациентов, головной мозг которых умер, и использовать их для трансплантации, то можно использовать и эмбрионы, у которых еще не развилась нервная система.
Оплодотворение — это процесс, а не событие, которое происходит за одно мгновение. На ранних стадиях развития эмбриона его будущая индивидуальность еще не определена.

Статус эмбриона повышается по мере его развития

Эмбрион заслуживает некоторой защиты с того момента, как сперма оплодотворила яйцеклетку, и его моральный статус повышается по мере того, как он становится все более похожим на человека.

Аргументы в пользу этой точки зрения:

Есть несколько этапов развития, с которыми может быть связано повышение морального статуса:

Имплантация эмбриона в стенку матки приблизительно через шесть дней после оплодотворения.
Начало развития центральной нервной системы — приблизительно через 14 дней.
Фаза развития плода, когда он уже может выжить в случае преждевременных родов.
Рождение.
В случае, если жизнь прерывается, это событие оценивается по-разному, в зависимости от того, на каком этапе развития это произошло. Оплодотворенная яйцеклетка заслуживает меньшей степени защиты, чем человеческий плод или родившийся ребенок. Более половины всех оплодотворенных яйцеклеток погибают от естественных причин. Это такие потери являются частью естественного процесса, тогда использование некоторого количества эмбрионов для исследований стволовых клеток не должно нас тревожить.

Аргументы против:

Мы защищаем жизнь и интересы человека не с точки зрения общества или вселенной, а потому, что они важны именно для этого человека. Каким бы моральным статусом не обладал человеческий эмбрион с нашей точки зрения, жизнь, которую он уже живет, имеет ценность для него самого.Если мы судим о моральном статусе эмбриона на основании его возраста, значит, мы принимаем произвольное решение о том, кто является человеком. Например, если мы говорим, что формирование центральной нервной системы означает, что эмбрион стал человеком, у нас все равно нет права делать вывод, что пациент, потерявший нервные клетки в результате инсульта, стал человеком в меньшей степени, чем был.Если мы не уверены в том, может ли оплодотворенная яйцеклетка считаться человеком или нет, мы не должны уничтожать ее. Охотник не стреляет, если он не может сказать наверняка, кого он взял на прицел — оленя или человека.

У эмбриона вообще нет морального статуса

Эмбрион — это органический материал, статус которого не отличается от статуса любых частей тела человека.

Аргументы в пользу этой точки зрения:

Оплодотворенная яйцеклетка остается всего лишь частью тела человека до тех пор, пока она не разовьется настолько, что сможет выживать вне его. Единственная причина, по которой бластоциста заслуживает особого отношения, заключается в том, что она принадлежит другому человеку. Уничтожая бластоцисту до ее имплантации, мы не вредим ей, так как у нее нет убеждений, желаний, ожиданий и целей, которым можно навредить.

Аргументы против:

Выделяя стволовые клетки из эмбриона, находящегося на раннем этапе развития, мы предотвращает его нормально развитие. Это значит, что он не сможет стать тем, кем должен был — человеческим существом.

Исследование эмбриональных стволовых клеток и религия

Различные религии рассматривают статус человеческого эмбриона по-разному. Например, римско-католическая, православная и консервативная протестантская церковь считают, что эмбрион обладает статусом человека с момента зачатия, и любые исследования эмбрионов должны быть запрещены. Приверженцы иудаизма и ислама согласны с необходимостью помогать уже живущим людям и считают, что у эмбриона нет полных прав человека до 40 дней развития, поэтому они разрешают некоторые исследования эмбрионов.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.