Метод семейных расстановок

Метод семейных расстановок

Базовые принципы и варианты
Многие психологи, стремясь повысить свою квалификацию, осваивают различные психотерапевтические методы. Среди школьных психологов можно встретить специалистов по гештальт-терапии, сказкотерапии, психодраме… В последнее время все больше психологов обучаются семейным расстановкам,тогда как в психологическом сообществе отношение к данному методу неоднозначное. Семейный психолог Игорь Любитов расскажет, что же собой представляет этот метод.Выбирая учебную программу или программу повышения квалификации, специалист непременно задумывается, для каких целей ему это нужно, и расспрашивает коллег, что представляет собой новый метод, каковы его преимущества и недостатки, возможности, области применения, показания и противопоказания, требования к специалисту и так далее.

Мнения экспертов даже о весьма почтенных направлениях, таких как психоанализ, психодрама или гештальт-терапия, расходятся. А мнения о расстановках расходятся тем более. Отношение к данному методу неоднозначно не только в России, но и во всем мире. Оно очень сильно различается и среди клиентов, и в профессиональном сообществе консультантов и психотерапевтов. При анализе отчетов о работе различных специалистов создается впечатление, что мы имеем дело с несколькими различными методами.

Берт Хеллингер
И это действительно так. Последние 15 лет метод расстановки развивался стремительно, а взгляды Берта Хеллингера, автора метода, радикально трансформировались. В результате под наименование «расстановки» сегодня подпадает сразу несколько технологий и, что еще более важно, несколько различных « комплектов» базовых принципов и представлений о болезни, исцелении, ролях клиента и терапевта.

Чтобы понять, какие варианты расстановок существуют и что можно применить в практике психологической помощи, необходимо рассмотреть эволюцию метода.

Предшественники
Метод расстановок довольно молод. Он был разработан всего лишь в начале 80-х годов ХХ века и получил распространение после 1992 года, когда немецкий врач-психотерапевт Гунтхард Вебер опубликовал книгу « Кризисы любви», содержащую изложение базовых принципов работы Берта Хеллингера и проиллюстрированную выдержками из стенограмм его семинаров.

Метод основан на двух подходах. Во-первых, на феноменологическом, предполагающем, что психолог работает с теми особенностями клиента, которые он видит, наблюдает, не прибегая к предварительным концепциям и дальнейшим интерпретациям. Во-вторых, на системном, в котором клиент и заявленная им тема для работы рассматриваются в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи, понимаемой как семейная система.

Перечисленные принципы сохраняются во всех «версиях» расстановочной работы. Предшественниками метода сам Хеллингер называл первичную терапию Артура Янова, психоанализ, трансактный анализ Эрика Берна, недирективный гипноз Милтона Эриксона и семейную скульптуру Вирджинии Сатир. Наблюдая за расстановщиками, можно узнать черты психодрамы и социометрии. Идеи межпоколенных связей присутствуют в работах Анн Анселин Шутценбергер и Ивана Бузормени-Надя.

Эволюция. Варианты расстановок
Классические семейные, или порядковые
Работа обычно проходит в небольшой группе. Ведущий расстановки помогает клиенту сформулировать запрос. Клиент под руководством ведущего выбирает заместителей, назначает им роли членов своей семьи и расставляет друг относительно друга. Ведущий спрашивает заместителей об их ощущениях и переставляет их, находя «правильный порядок» — положения заместителей, соответствующие наиболее функциональным позициям каждого члена семейной системы.

К базовым порядковым принципам, которые должны быть при этом учтены, относятся:
1) одинаковое право на принадлежность к семейной системе, постулируемое для всех ее членов;

2) последовательность появления в семейной системе, или входа в нее, и последовательность образования подсистем;

3) баланс между «давать» и «брать» как условие сохранения и развития хороших отношений.

Ведущий может предложить заместителям изменить положение, произнести определенные фразы, обозначающие их статус в семейной системе или выражающие соответствующие переживания.

В результате в расстановке возникает новая конфигурация заместителей, которая соответствует исполнению запроса клиента, — «хорошее решение». В некоторых случаях клиент может сам встать в расстановку на свою собственную позицию и прочувствовать новый образ своей системы изнутри.

В завершение ведущий может дать клиенту домашнее задание или предписания, способствующие усвоению проделанной работы.

Предполагается, что исцеление наступает за счет изменения системы поведения и отношений в семье, индуцированного изменениями позиции и поведения клиента, возникшими в результате нового понимания.

Существенно, что фигуры заместителей, расположенные в выделенном пространстве, отображают семейную систему клиента, а переживания заместителей соотносятся с ситуацией, заявленной клиентом, раскрывая ее структуру и паттерны взаимодействия ее членов.

Один из основных феноменов расстановок — так называемое «заместительское восприятие» — состоит в том, что заместители оказываются способными передавать существенные стороны переживаний реальных членов семейной системы, даже если не имеют о них никакой информации.Позднее расстановки стали применять к различным системам — человеческому телу и его симптомам, организациям, системам идей и убеждений и так далее. Были предложены технологические варианты, в которых в качестве заместителей используются предметы или расстановки проводят в воображении клиента.

Движения души
В процессе работы Берт Хеллингер заметил, что заместители не только переживают определенные чувства, но и в некоторых случаях испытывают потребность изменить свое положение в расстановочном пространстве. Импульсы к перемещению Хеллингер назвал «движениями души» и предположил, что именно такие движения имеют отношение к заявленной клиентом проблеме и указывают на возможные благоприятные для системы и клиента изменения.

Вариация «движений души» получила наибольшее распространение в нашей стране, поскольку Хеллингер впервые приезжал в Россию в 2001 го ду — как раз в тот период, когда стал работать в таком стиле. Эти расстановки включают меньшее число заместителей, представляющих не всю систему, а лишь некоторую ее часть, имеющую отношение к заявленной клиентом теме. Заместители могут самостоятельно перемещаться «куда потянет» по разрешению ведущего.

Новый образ системы формируется как на основе функционального порядка в расстановке, за соблюдением которого следит ведущий, так и за счет образов, привнесенных заместителями из «заместительского восприятия».

Расстановки в стиле « движений души» все еще полностью сфокусированы на системе клиента и на его запросе, а внешние по отношению к системе персоналии и события (например, война или революция) имеют значение только как фон, на котором разворачивается жизнь системы.Переживания и импульсы заместителей понимаются не только как образ или сумма неосознанных или архетипических представлений клиента и заместителей, но и как некое реальное поле, в котором представление семейной системы в виде расставленных фигур связано с «оригиналом» — реальной системой клиента и влияет на нее.

К сожалению, феномены поля и заместительского восприятия часто объясняются в худших околонаучных традициях, с неправомерным заимствованием терминологии в иных областях знания, например в квантовой физике, принципы которой, верные для микромира, совершенно не подходят для объяснения связи заместителя с его прототипом.

Исходя из таких представлений, расстановщик рис кует стать менее осторожным и позволить себе интерпретации и интервенции, полученные « из поля», без учета ситуации клиента и группы.

Берт Хеллингер в этот период все больше работает уже не как групповой терапевт — в терапевтическом кругу, а на сцене перед большой аудиторией. Профессиональное сообщество высказывает свое несогласие с нетерапевтическим форматом работы Хеллингера, а некоторые клиенты, нацеленные на психотерапию, подают жалобы.

Берт Хеллингер постепенно переосмыслил роль ведущего расстановок и в 2003 году заявил, «что больше не занимается терапией». Расстановки разделяются на « психотерапевтические» и « духовные».

Движения духа
Третий вариант расстановочной работы, сформировавшийся к 2008 году, — «движения духа», или «движение с духом». Этот вариант может быть отнесен и к психотерапии (если «дух» понимается как метафора) и к собственно духовной практике (если дух — это Дух).

В этой форме работы клиент заявляет свой запрос и расставляет заместителей, которые движутся самостоятельно при минимальных интервенциях ведущего, которому не требуется связывать проблему клиента с нарушением функциональных порядков в семейной системе и искать « хорошее решение». Достаточно того, что ведущий «держит поле» и «позволяет вещам случаться».

Считается, что при таком виде расстановок и клиент, и заместители, и ведущий « открываются информации, приходящей из расстановочного поля». Это вызывает трансформации и инсайты, которые и являются «духовной работой», или «работой духа». Предполагается, что исцеление клиента должно наступать за счет соотнесения его жизни и тенденций с «движением духа», проявившимся в расстановке через заместителей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.