Одни специалисты являются сторонниками демократического подхода, основанного на идее равноправия между взрослыми и детьми. Другие — рекомендуют доминантный стиль воспитания, требующий от крохи беспрекословного послушания. Обеспокоенность родителей имеет веские основания. Именно от их действий зависит формирование личности ребёнка, приобретение им нравственных ценностей и освоение социальных норм, сохранение гармоничности детско-родительских отношений в будущем. Внутренний страх потерять контроль над воспитательным процессом и неуверенность в правильности выбора педагогических методов приводит к явлению, называемому «гиперопекой». Оно выражается в низкой требовательности к ребёнку, чрезмерном стремлении его защищать и постоянных попытках вмешиваться во все дела сына или дочери, нарушая их личностные границы. Родители, которые опекают детей слишком сильно, стремятся предоставить им как можно меньше свободы. Они непрерывно контролируют действия ребёнка, дают советы и наставления, пытаются оказать помощь в ситуациях, которые совершенно не требуют вмешательства. Даже по достижению подросткового возраста таким детям приходится отвоевывать свое право на самостоятельность, потому старшие члены семьи, чересчур обеспокоенные вопросами безопасности, следят за каждым их шагом.
Склонность к проявлению гиперопеки нередко связана с отсутствием у родителей других жизненных интересов. Они сосредоточились исключительно на выполнении родительских обязанностей и совершенно перестали заботиться о собственной жизни. Родители могли сами вырасти в авторитарной семье, поэтому знакомы только с такой моделью воспитания. Встречается и обратная ситуация: испытав в детстве дефицит внимания, они стараются с избытком подарить его сыну или дочери. Часто родители просто не хотят верить в то, что их ребёнок способен самостоятельно добиться успеха или решить какую-то проблему. Даже в шестнадцатилетнем подростке они видят беззащитного малыша, что является следствием внутреннего нежелания принимать взросление детей и страхом оказаться ненужными. Нередко мама или папа чувствуют неудовлетворенность от результатов, которых добились в собственной жизни. Они стремятся компенсировать недостаток успехов и достижений попыткой быть «образцовыми родителями». Иногда гиперопека связана с психологической травмой, которую пережил кто-то из членов семьи. Потеря близкого или попадание в сложную жизненную ситуацию в прошлом могут вызывать сильную тревогу и беспокойство о безопасности детей.
Помимо накалившейся атмосферы дома, излишняя опека имеет отрицательные последствия для личностного роста ребёнка, поскольку он: оказывается неготовым к самостоятельной жизни, так как не научился преодолевать трудности, принимать решения и не получил необходимый опыт; вырастает с отсутствием доверия к миру и себе, страдает от неуверенности и низкой самооценки, живёт с убеждением, что мир страшный и самому ему не справиться; ждет такого же снисходительного отношения к себе вне дома — в школе, в вузе, на работе; испытывает сложности с социальной адаптацией и растет эгоистом, поскольку привык, что его капризам постоянно потакают; не может наладить контакт с собой и найти жизненные цели, так как в детстве был лишен возможности заниматься интересными для себя делами: кружки, секции, занятия, книги выбирались родителями.
Чтобы детско-родительские отношения строились на основе доверия, а проблема гиперопеки была устранена, необходимо предпринять следующие действия: ограничить свое участие в решении тех задач, с которыми ребёнок способен справиться; предоставлять ему возможность получать новый жизненный опыт и самому преодолевать сложности; рассказывать ребёнку о способах выполнить задание, но давать возможность добиться результата своими усилиями; показывать личным примером дисциплинированное отношение к вопросам безопасности. Дети, получившие такое воспитание, вырастают ответственными и уверенными в себе личностями. Именно так, а не с помощью жесткого контроля, можно стать идеальными родителями, вырастившими счастливого и благодарного ребёнка.
Оставить комментарий