В статье речь пойдет о классификации детей двух разных физиологических типов, которая была разработана немецкими психологами. В основе этой классификации лежат особенности строения головы ребенка, которые, по мнению психологов, влияют на дальнейшее психологическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Теория хорошо известна среди психологов и педагогов, однако большинство родителей мало с нею знакомы.
В соответствии с теорией, выделяют два типа детей: 1. Дети, имеющие в раннем возрасте крупную голову (относительно других частей тела). 2. Дети, имеющие в раннем возрасте маленькую головку (в соотнесении с другими частями тела). Рассматриваемая теория изучает здоровых детей, исключая детей с физиологическими отклонениями, вызванными теми или иными заболеваниями (например, рахитом). В основе теории лежит изучение вопроса особенностей воспитания и развития детей двух разных типов. Физиологические особенности (например, большая или маленькая голова) говорят о потенциальных возможностях малыша и о том пути воспитания, который для данного ребенка предпочтителен. Рассмотрим оба предлагаемых типа детей.
1. Если у ребенка головка немного больше, чем у других малышей – это значит, что его нервная система не стала пока источником представлений и мыслей, а является органом обмена веществ. Если у ребенка обмен веществ действует довольно длительное время, то голова его остается большой и является пока больше жизненным органом, чем органом сознания. У него при ходьбе и беге голова как будто тянет своим весом к земле. Душа у ребенка с большой головой мечтательная, ощущения – поверхностны, понятия и представления – нечеткие. С возрастом это сгладится: и голова станет меньше, и душевная жизнь будет развиваться. Особенно богатая фантазия именно у большеголовых детей. Если наблюдать за их рисунками, то они скорее хаотичны, чем имеют резкие контуры, также эти дети часто не могут выразить свои переживания, не умеют правильно подобрать для этого слова. И здесь им необходима поддержка и понимание взрослых. Большеголовые дети реализуют себя особенно активно в игре, они «олицетворяют» любые предметы с легкостью. Так, щепочка становится то куклой, то слоном, то еще чем-нибудь. Родителей часто пугает фантазия таких детей. Поэтому процесс воспитания детей с большой головой требует понимания. Очень важно не бороться с фантазией ребенка, а перенаправлять ее в нужное русло. Возможно, у вас в семье вырастет великий художник, писатель или музыкант. А если и нет, то для любой профессии хорошо иметь много творческих сил и фантазии. Как воспитывать такого ребенка? Главная задача воспитания в этом случае – постепенно, нежно вызывать сознательные силы в деятельности ребенка. Например, вы рисуете вместе с ним, заострите его внимание на том, что и как он рисует: «Посмотри, ты нарисовал много зеленого и голубого, теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет выглядеть рисунок, если ты добавишь в него немного красного». Учеба в школе такому ребенку дается очень тяжело, для него это большое испытание и нагрузка. Трудности будут вызывать все школьные процессы: от чтения до письма, без художественного образа, в быстром темпе изучения предметов. Такова наша школа (не только в России!). Большинство школьных учителей консервативны и преподают свои предметы сухо, без художественных образов и включения детской фантазии. Для детей с преобладанием художественного видения мира буквы должны быть получены из простых изображений, надо идти от письма к чтению, а не наоборот, как это делается в традиционной школе. Мир чисел такими детьми должен постигаться через движение, ритм (прыжки, хлопки). «Большеголовые» дети равнодушны к заботам учителей, отвлекаются, не смотрят, когда они им что-то показывают. По темпераменту они относятся к сангвиникам и флегматикам. Неудачи в школе часто влияют на здоровье детей, они становятся бледными и вялыми. Прежде чем ругать такого ребенка за плохую успеваемость и дисциплину в школе, попробуйте ему помочь, подключив к обучению элементы игры и художественного (образного) объяснения изучаемого материала.
2. Если у ребенка голова из большой младенческой быстро стала маленькой, то таким детям свойственны другие отличия. Они рано становятся точными наблюдателями с ясными понятиями и четкими представлениями. Они охотнее играют с законченными игрушками, например, с железной дорогой, которая выглядит, как настоящая. Они часами могут заниматься с конструктором, точно копируя представленные модели. Дети с маленькой головой успешнее в школьном обучении. Чтение, письмо, счет даются им без особых усилий и способствуют их быстрому интеллектуальному развитию. Их рисунки четки и понятны с первого взгляда. Родители гордятся такими детьми, считая их вундеркиндами. Однако при воспитании ребенка с маленькой головой также существуют опасности. Например, родителям нужно стремиться развивать в малыше художественные способности, образное мышление. Таким детям рекомендуется побольше рисовать жидкими красками (а не карандашами), следить, чтобы малыш поменьше рисовал контурами, а больше раскрашивал поверхности. Нужно развивать в нем фантазию – рассказывать интересные сказки, легенды, были. Рекомендации по правильному питанию детей двух разных типов следующие. 1-й тип: дети с пищей должны получать больше соли. 2-й тип: нуждаются в большом количестве сахара в пище (только не виде конфет и мороженого, а в виде фруктов). Детям 1-го типа полезно умываться холодной водой, детям 2-го типа полезно тепло. Зная физиологические особенности роста и развития своего ребенка, родители и близкие люди смогут защитить его от многих неприятностей в школе и в семье, найти эффективные способы сглаживания его «особенностей» и гармоничного развития, а в конечном итоге – научиться его понимать.
Оставить комментарий