Сразу оговорюсь: вы как пациент совсем не обязаны соответствовать представлениям докторов о том, какими должны быть их подопечные. Более того, иногда гораздо полезнее для здоровья оказаться неудобным пациентом, но таким, который в итоге все же добивается своего.Просто мне кажется, что знание о типичных пожеланиях врача в отношении поведения пациента поможет вам лучше понимать друг друга. И эффективнее работать над улучшением коммуникации с ним ради вашего здоровья.Итак, какой он, идеальный пациент с врачебной точки зрения?
Вежливый
Грубое отношение к медицинскому персоналу чревато худшими результатами лечения — это было доказано сразу в нескольких исследованиях. В первую очередь они касались поведения медиков педиатрических отделений в ответ на грубость со стороны родителей. Допускаю, эти результаты вполне можно экстраполировать и на ситуации, когда врачам и медсестрам грубят сами больные или родственники взрослых больных.
В меру серьезный и собранный
Такой, который четко и лаконично отвечает на вопросы врача, не отвлекается на пустяки и не юморит, но при этом не зажат настолько, что даже самую невинную шутку со стороны врача встречает напряженным молчанием.
Опрятный и чистый
Вот это правда важно. Тактичный врач никогда не скажет вам, что вы плохо пахнете или у вас дырка на носке. Но, поверьте, даже самого милого и доброжелательного пациента на свете ни один специалист — от стоматолога до проктолога — не захочет вновь увидеть у себя на приеме, если тот не следит за собой в плане гигиены.
Я не призываю вас перед визитом в поликлинику чистить уши ватными палочками (это, кстати, вредно) или полировать ногти, как перед первым свиданием. Но, пожалуйста, по возможности не забудьте принять душ, почистить зубы и надеть чистое белье.
Не пытающийся казаться умнее доктора
Наверное, каждому из нас приятно поговорить с умным человеком. Но если этот человек является специалистом в той же области, что и вы, то такое общение иногда превращается в экзаменовку. При этом не важно, имеет ли пациент свою собственную врачебную корочку или просто посвятил изысканиям в интернете пару-тройку часов. И не важно, оспаривает ли он каждое суждение врача по ходу разговора или просто сразу каким-то образом обозначил свой всезнайский статус. Увы, общение с таким пациентом — всегда легкий дискомфорт для доктора. Может быть, это повод не слишком афишировать свою медицинскую подкованность на первой же встрече.
Настроенный позитивно
Пациент-пессимист или пациент, не упускающий возможности покритиковать устройство отечественного здравоохранения, едва ли вдохновит врача на плодотворную совместную работу. Даже в ситуации, когда прогноз у больного и правда не радужный, а организация медицинской помощи в нашей стране бесит самого доктора (и это часто так и бывает!).
Но пациент, который не верит в лечение или брезгливо морщит нос от больничных запахов, напоминает незваного гостя, который пришел без приглашения, недоволен обстановкой, но при этом не торопится уходить. Его можно принять, но невозможно полюбить.
Тактичный и терпеливый
Некорректное поведение типично не только для неграмотных врачей, но и для некоторых пациентов. Без сомнения, врачи не в восторге от пациентов, ежеминутно заглядывающих в кабинет в ожидании вызова. Как и от тех, кто задает личные вопросы вроде «А какая у вас зарплата?» или «У вас есть дети?». Если вы по роду профессиональной деятельности много общаетесь с людьми, вероятно, вам будет несложно поставить себя на место врача и понять, какое поведение уместно, а какое — нет. При этом едва ли скромность в разумных пределах приведет к ущемлению ваших прав.
К.С. – последняя пациентка, которой нужно подписать перед операцией форму информированного согласия. Это пожилая дама, которой назначили гистероскопию вследствие недавнего вагинального кровотечения. Она пришла в сопровождении переполненного дерзостью сына в красных штанах, который убежден, что если к медперсоналу относиться как к дерьму собачьему, то это убедит их в его важности и они будут больше стараться. Удивительно, но это весьма распространенное убеждение, которое, как бы мне ни было неприятно это признавать, является абсолютной правдой. Именно такие люди и пишут жалобы на врачей из-за малейшей царапины на маникюре.
С каждым задаваемым им вопросом мне приходится все крепче держать язык за зубами. «Сколько раз вы уже это делали?», «Разве этим должен заниматься не ваш консультант?». Если бы мы были в ресторане, а я был официантом, то я бы уже замешивал в его мясо по-бургундски свою слюну со спермой. Однако моя пациентка – милейшая старушка, которая не должна страдать из-за своего сына. Разговор окончен. «Представьте, что это ваша мать», – дает он мне указание. Я заверяю его, что в его интересах, чтобы я этого не делал.
Адам Кей, «Будет больно»
Доверяющий врачу и его навыкам
Доктору важно чувствовать свой авторитет, даже если он молодо выглядит или только что на ваших глазах совершил небольшую оплошность. Дайте врачу шанс проявить себя прежде, чем выносить суждение о его профессионализме. И поверьте, каждому специалисту приятно услышать, что пациент ему доверяет. Попробуйте как-нибудь произнести это вслух на приеме и убедитесь сами.
Организованный
Пациент, который вовремя приходит на прием и звонит в назначенное время, точно соблюдает все рекомендации и принимает каждое из назначенных лекарств, — это бальзам на душу врача. С такими подопечными куда проще взаимодействовать, в том числе и разбираться, почему лечение не работает.
Это может показаться очевидным, но по факту именно нарушение предписаний врача является причиной низкой эффективности терапии. Выяснилось, что в США половина хронических больных чрезвычайно вольно интерпретирует назначения докторов, а 20¬30% пациентов даже не покупают тех лекарств, что им выписали. Те же, кто все-таки пьет таблетки, обычно принимают в два раза меньшие дозы, чем требует схема лечения.
Без повышенного внимания к своему здоровью
Звучит парадоксально, но слишком дотошные пациенты — тоже зло в глазах врачей. Их можно понять: по моему мнению, популярность гомеопатии и других абсолютно неэффективных лекарств связана именно с тем, что докторам попросту нужно выписать хоть что-нибудь больному, которому в реальности не требуется никакого лечения.
Пациент, бесконечно уточняющий детали своего самочувствия или требующий назначить ему дополнительные обследования, очевидным образом напрасно тратит время и внимание врача. Признаюсь, что не представляю, как оценить со стороны и провести грань между собственным полезным любопытством с пациентской проактивностью и бестолковыми расспросами, но уповаю на ваше чувство меры.
Советует врача своим друзьям и знакомым
Даже самому загруженному и востребованному специалисту приятно, когда его контакты передают из рук в руки, а новые пациенты приходят по рекомендациям от старых.
Пожалуй, это всё. Повторюсь, обозначенные выше пожелания не строгая инструкция. Просто эта информация поможет понять, почему иногда врач выглядит недовольным вами или даже спешит завершить прием. Кстати, по закону врач тоже может отказаться от пациента. (Пункт 8 приказа Мнистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 407н г. Москва «Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской оргнизации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациентра о замене лечащего врача».)
Оставить комментарий