С начала года много и часто обсуждаются ситуации семейного насилия. Пристальное внимание и разные мнения. Адекватные и наоборот: «чего сидят, почему молчат и ждут финала». Меня это заботит? Да. Моя основная целевая аудитория, как психолога, — именно женщины, не столичные, а живущие в провинции.
Большинство этих женщин не пишут в соцсетях. Огромное их количество не интересуется фейсбуком. В лучшем случае аккаунт на одноклассниках. Женщины из маленьких городов и посёлков. Недавно я на родительском собрании говорила им о том, что надо осваивать интернет. Надо хотя бы потому, что они воспитывают детей.
Социальная ситуация современного ребенка поменялась. И если раньше они гуляли на улицах, то теперь «гуляют» в интернете. Родительский контроль, разумный, а не излишний созависимый, никто не отменял. А для этого надо уметь ориентироваться. На их лицах читалось яснее всего: «ещё одна нагрузка, ЕЩЁ ОДНА».
У них банально нет нужной информации. Не той, которой «навалом». «Навал», сам по себе больше вредит, чем помогает. Каша из того «креста, который нести», «мужниной жены», дивных «ведических женщин», «всегда весёлых и застенчивых», о. А. Ткачёв с мечтами о палках и власти, экстрасенсы, ведьмы и много всякого другого совершенно бредового.
В советское время человек понимал и действовал достаточно одинаково с другими в семейном, житейском. Смысловые рамки понятий в области морали были узкими, учёные и рабочие в быту, семье и сексе показывали равенство и братство чаще, чем в чём-либо другом. Пионерско-комсомольское дидактическое «сама, дура, виновата, умнее надо быть» довлеет и сегодня над очень значительной частью населения.
Как и кухОнная психология, которую продолжают нести в массы сами же представители профессии с дипломами и без, дискредитируя её по полной. «Как выйти замуж, привлечь мужчину» и прочий хлам отживающих стереотипов. Ведические астрологи, целители, может кого забыла. Я их не читаю, могу быть не в курсе.
И что провинциальной женщине такой интернет? Она там найдёт и возьмет своё, привычное, посильное. Созависимые модели поведения преобладают на сегодняшний день у огромной части женского населения в России. Определение своей идентичности ТОЛЬКО через взаимодействия с близкими людьми или заботу о других. Кто ты? Жена, мать, дочь.
Многим состояние свободы обременительно, порой невыносимо, самым большим страхом является одиночество, отвержение. Теряя отношения со значимым близким, они утрачивают смысл жизни. Мотивация женщин с подобной идентичностью на изменения не менее, если не более сложна, чем мотивация зависимых от наркотиков и алкоголя.
Большинство из них не меняется до тех пор, пока жизнь, окружение, не вынудят их. Насилие в любом его проявление в большинстве случаев не может перевесить их страх одиночества и утраты «Я». Их слух избирателен. И зрение избирательно. Они не видят насилия даже тогда, когда оно очевидно другим вокруг них.
Критическая точка жизненного кризиса – невозможность дальнейшего продолжения сложившегося образа жизни, невозможность самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию. В большинстве случаев это проблемы, связанные с детьми! Знаете, не всем «так везёт» в кавычках. И даже тогда очень медленно и очень болезненно они пойдут маленькими шажками, в любой момент готовые отступить.
Даже с поддержкой они продолжают пятиться назад, потому что «кровинка моя», «муж и жена – одна сатана», «жена следует за мужем», «зато не одна, зато мужнина жена», «жена да убоится мужа своего», «да прилепится к мужу», ну и коронное: потому что уж точно «мой крест – мне нести». Вот как с такими глубинными убеждениями не стать «сама дура виновата»?
Всем терапию не обеспечишь. Какие другие отношения могут стать для них движущей силой изменений?Нас, понимающих, пишущих об этом в соцсетях – тысячи. Их, непонимающих к какому месту и какую информацию приложить – миллионы. А неадекватных, которые её, часто реальную жертву партнёра, обстоятельств, советского воспитания и культуры, «нового средневековья» в сферах морали и религии, да и русской литературы, если уж на то пошло, называют дурой, думаю и надеюсь, ждёт большое разочарование где-нибудь лет эдак через 20-30.
Оставить комментарий